В настоящее время крупные заказчики, электронные торговые площадки и законодатели всё больше внимания уделяют проверке деловой репутации участников закупок в электронной форме. Данный показатель квалификации участника проверить довольно нелегко, однако он существенно влияет на риски при исполнении заключённого контракта по результату проведенной электронной торговой процедуры.
Как повысить эффективность закупок, используя ЭКГ-рейтинг

Над материалом работали

Заместитель генерального директора по продукту «Фабрикант»
Алексей Красильников
Существуют различные методы определения добросовестности поставщиков: в государственных закупках внедряется система подтверждения опыта при реализации аналогичных контрактов, в закупках госкомпаний и коммерческих организаций — сервисы аккредитации и предквалификации потенциальных участников торгов. Всё это направлено на то, чтобы повысить уровень доверия к победителю тендера и минимизировать риски неисполнения контракта.
Сегодня большинство мер в закупочном законодательстве направлено на создание конкурентной среды: открытые торги, спецторги субъектов МСП (торги с минимальным порогом вхождения). В связи с этим, особенно актуальным стал вопрос повышения доверия к участникам закупок.
Проблема доверия в торговых процедурах
Согласно отчётам, более 30 % компаний сталкиваются с различными формами мошенничества при участии в закупках. Одним из главных препятствий на пути развития рынка электронных торгов является низкий уровень доверия к участникам. Появление недобросовестных поставщиков, не выполняющих свои обязательства, усугубляет проблему.
Чтобы не упустить добросовестного поставщика, но исключить участие недобросовестного, на «Фабриканте» у заказчиков есть возможность проверить участников закупок по десяткам критериев: информации о сайте организации и/или лектронной почте, данных о репутации юридического лица, наличии участника в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП), проверке на аффилированность, проверке на нахождении в реестре иноагентов и другим. По итогам этого анализа заказчику доступен подробный отчёт о потенциальном контрагенте.
Запросы заказчика к поставщику, особенно в рамках коммерческих закупок и закупок по 223-ФЗ, включают аспекты:
- финансовая надежность;
- репутация;
- отсутствие в реестре нарушителей;
- информация о производителе;
- опыт и квалификация.
Одним из инструментов для удовлетворения этих запросов стал ЭКГ-рейтинг, который предлагает всестороннюю оценку участников предпринимательской деятельности.
ЭТП «Фабрикант» одной из первых российских площадок осуществила интеграцию с данной системой, и теперь мы предлагаем заказчикам данные об ЭКГ-рейтинге поставщиков.
Цели внедрения ЭКГ-рейтинга
- Повышение прозрачности: участники торгов должны иметь возможность получать полную информацию о репутации своих контрагентов.
- Надёжность решений: на основании рейтинга заказчики могут быстрее принимать решения о выборе поставщиков.
- Стимулирование честной конкурентной среды: рейтинг обеспечивает более равные условия для всех участников, а также поощряет добросовестных заказчиков и поставщиков.
Как работает ЭКГ-рейтинг на ЭТП «Фабрикант»
Заказчики могут видеть соответствующий индекс, а также позицию поставщика в ЭКГ-рейтинге как в списке предложений, так и в информации о заявителе в случае государственных закупок.

При просмотре сведений об организации заказчик видит значение ЭКГ-рейтинга

Как заказчики используют ЭКГ-рейтинг на площадке
Национальный стандарт РФ «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг)» может применяться заказчиком в рамках оценки заявок по постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604.
В рамках конкурса на закупку, который проводился в рамках 44-ФЗ, заказчик столкнулся с необходимостью выбрать надёжного поставщика. Для этого была принято решение использовать ЭКГ-рейтинг в качестве инструмента для оценки участников.
Особенности закупочного процесса
Заказчик установил чёткие критерии оценки участников, среди которых одним из наиболее значимых оказался критерий «Квалификация участников закупки». В рамках этого критерия было акцентировано внимание на показателе «Наличие у участников закупки деловой репутации».
Важным элементом процедуры оценки стало использование индекса деловой репутации, который количественно оценивал статус участников закупки. Чем выше значение данного индекса, тем выше оценка участника. Таким образом, деловая репутация стала ключевым фактором при принятии решений.

Процесс оценки
Все потенциальные поставщики, подавшие заявки на участие в конкурсе, были проанализированы на основании их ЭКГ-рейтинга. В результате проверки было установлено, что из 12 поданных заявок только 3 поставщика не имели значимого индекса деловой репутации и не состояли в реестре ЭКГ.
Это демонстрирует, насколько важным является наличие положительной деловой репутации в контексте конкурсных закупок. Поставщики с высоким рейтингом и хорошей репутацией стали явными фаворитами, что позволило заказчику уверенно выбрать надежного партнёра для осуществления закупки.
Преимущества внедрения ЭКГ-рейтинга
Повышение доверия.
Заказчики на основе рейтинга могут легче находить надёжных партнеров, что существенно снижает риски.
Заказчики на основе рейтинга могут легче находить надёжных партнеров, что существенно снижает риски.
Поощрение добросовестных поставщиков.
Участники с высоким рейтингом получают дополнительные возможности, например, приоритетное участие в тендерах.
Участники с высоким рейтингом получают дополнительные возможности, например, приоритетное участие в тендерах.
Снижение мошенничества.
Прозрачность сделок и оценок усложняет работу недобросовестных участников.
Прозрачность сделок и оценок усложняет работу недобросовестных участников.
Внедрение ЭКГ-рейтинга на ЭТП «Фабрикант» — это стратегический шаг к повышению уровня доверия среди участников торговых процессов. Это не только делает закупки более прозрачными, но и способствует развитию здоровой конкурентной среды, что в конечном итоге приводит к улучшению качества услуг на рынке и снижению случаев мошенничества.
Подписаться
на еженедельный дайджест самых важных новостей о закупках